Константин (balanseeker) wrote,
Константин
balanseeker

serg07011972 - пишет о личном опыте осмысления национализма в среде Советской Технич. Интеллигенции

Оригинал взят у serg07011972в Протонация на основе Советской Технической Интеллигенции в СССР

Прочёл посты Сергея Сергеева http://sm-sergeev.livejournal.com/168668.html и Елены Галкиной http://semargl-bird.livejournal.com/291835.html по поводу формирования национальной идентичности в СССР.

Кое в чём – согласен, кое в чём – нет.

Хочу поделиться своими наблюдениями по этому вопросу.

Можно сказать, я сам – из семьи СТИ.

Родители – 1934 и 1937 годов рождения.

Мама – учитель физики и математики, из семьи раскулаченных русских старообрядцев, проживающих на землях Уржумского уезда Вятской губернии, после установления советской власти вошедших в состав Марийской АССР. Голубой мечтой мамы было покинуть АД – деревню, расположенную в “национальной республике”. Поэтому она и поступила в педагогический институт. Перед окончанием педагогического института в Иошкар-оле она специально приезжала в Свердловск, разговаривала с начальником Свердловского горОНО, чтобы тот (как тоже русский по национальности) поспособствовал её распределению на Урал, так как Урал – русская территория, и здесь нет дискриминации русских, существующей в Марийской АССР.

Папа по специальности – инженер химик-механик, с 1960 и по сегодняшний день работает научным сотрудником в СВЕРДНИИХиммаше. Он родился и закончил среднюю школу в Петровске-Забайкальском (бывшем Петровском заводе – месте каторги декабристов). Папа вырос без отца (дед погиб в боях за деревню Алексино Вылковышского района Ковенской области Литовской ССР в августе 1944-го); дед был из русской семьи “бывших”, живших на территории современной Татарии, бежал в Сибирь в середине 1930-х; бабушка со своим братом и прабабкой бежали из южно-уральской деревни после голодомора 1921 года на сторойки (прабабка работала на Магнитке, в Кузбассе, потом по спецнабору семья уехала на строительство металлургического завода в Петровске-Забайкальском). Отец в 1955 году приехал в Свердловск поступать в УПИ, так в Свердловске и остался.

Должен сказать, что я с детства воспитывался в русском национальном духе. Первая книга, прочитанная мне родителями – сборник русских былин; вторая книга – “Тарас Бульба” Гоголя. Первый просмотренный мной диафильм – “Евпатий Коловрат”. В первом классе прочёл трилогию Яна: “Чингизхан”, “Батый”, “К последнему морю”. Во втором - четвёртом классах по совету отца прочитал “Русь изначальную” Иванова и “Память” Чивилихина. В начальной школе увлёкся чтением популярно-исторического исследования “По следам Добрыни Никитича” (атора – не помню, серия статей была опубликована в туристическом журнале “Ветер Странствий”). Каждый год ездили к бабушке с дедушкой в районный центр Куженер Марийской АССР, где дед с бабушкой постоянно напоминали мне, что я - русский.

Мама после приезда в Свердловск работала в средней школе, жила в общежитии в одной комнате с двумя подругами-учительницами из той же школы. Одна из этих учительниц познакомилась (они вскоре поженились) с русским парнем Валентином (родился в Риге в русской буржуазной семье в 1937 году, перед Великой Отечественной их семья была депортирована Советской властью из Риги в Сибирь) – инженером из НИИХиммаша, который оказался другом моего отца. Таким способом мама познакомилась с отцом. Отец и Валентин Семёнов увлекались горным туризмом, к туризму приобщилась и моя мама.

С 1978 по 1982 годы я многократно бывал с отцом на сборищах туристов – работников СВЕРДНИИХиммаша. На этих сборищах (там присутствовали туристы 1927-1945 годов рождения) солировала чёткая группа. После прочтения постов Сергея Сергеева и Елены Галкиной я проанализировал состав этой группы. Оказалось, что в эту лидирующую группу входили исключительно полукровки – члены КПСС, имеющие еврейскую кровь (великорусско-еврейскую, “украинско” – еврейскую, грузинско-еврейскую, татарско-еврейскую). Кроме этой группы полуеврейских полукровок членом КПСС среди туристов был только один человек – русский инженер 1927 года рождения, который вступил в КПСС на фронте, куда попал в самом конце войны. Кроме еврейских большинство туристов были великороссами, белорусами, “украинцами”, татарами, башкирами, чистокровными евреями. Должен сказать, что отец приятельствовал с “лидирующей” группой, но близких друзей среди неё у него – не было. Друзьями отца были только чистокровные люди: русские (великороссы, белорусы, “украинцы”), башкиры, татары, евреи.

Вся эта “лидирующая” туристическая тусовка составляла руководство коллективных садов и гаражно-строительных кооперативов.

В конце перестройки вся “лидирующая” группа ушла в бизнес, теперь они и их дети – средней руки предприниматели в Екатеринбурге (никто из них и их детей не уехал за рубеж).

Чистокровные евреи-туристы в бизнес не ушли, до самой смерти работали инженерами в загибающемся НИИ (ни они, ни их дети не уехали ни в Израиль, ни в какую иную страну, остались в России). Сейчас уровень жизни их детей – такой же, как и у средних русских инженеров.

Русские туристы из СВЕРДНИИХиммаша делились по происхождению на 2 примерно равные части: 1) выходцы из семей, подвергнутых политическим репрессиям; 2) выходцы из семей, не подвергнутых политическим репрессиям. После крушения СССР все русские туристы (и их дети) - выходцы из семей, подвергнутых политическим репрессиям, остались в России. В то же время, почти все семьи русских туристов – выходцев из семей, не подвергнутых политическим репрессиям, - после 1991 года уехали на ПМЖ в Ирландию, Канаду, Австралию и США. Отец поддерживает с ними связь: ни они, ни их дети не стали предпринимателями; теперь они – на пенсии, а их дети работают инженерно-техническими работниками в транснациональных корпорациях. Должен сказать, что по результатам переписей населения Свердловской области, с 1989 по 2010 годы число русских жителей Свердловской области уменьшилось на полмиллиона человек (думаю, что значительная их часть по примеру приятелей моего отца уехала на Запад).

Общаясь с детьми русских туристов, я чувствовал, что у детей русских туристов из семей, подвергнутых репрессиям Советской властью, развито русское национальное начало (они интересовались русской историей, переживали падения и взлёты русского народа). В то же время, у детей русских туристов – выходцев из семей, не подвергнутых репрессиям Советской властью, был космополитический взгляд на мир, их совершенно не трогала история их народа.

Уже во взрослом возрасте я разговаривал с друзьями отца – русскими туристами, выходцами из семей, подвергнутых в СССР политическим репрессиям: они решили пойти в инженеры во многом потому, что профессия инженера для них была достойной, и в то же время – безопасной (в юристы или историки их бы не приняли по политическим причинам). Инженерное дело не полностью удовлетворяло их духовные запросы, поэтому они находили отдушину в туризме.

При этом хочу сказать ещё об одном наблюдении: в нашем классе были два мальчика – дети СТИ. У обоих отцы – великороссы, матери – украинки. И оба мальчика при достижении 16 лет при получении паспорта записались “украинцами”. Мне они оба доказывали, что так и должно быть, так как национальность передаётся не по отцу, а по матери. У них были сильные украинские национальные чувства (оба впоследствии женились на “чистокровных” “украинках”), русских они презирали (в отношении одного приятеля я это объяснить для себя могу: отец бросил их с матерью; а вот отец второго приятеля спас его ценой своей жизни: когда приятелю было 14 лет – он ходил со своим русским отцом в поход и упал в горную реку; его отец нырнул за ним и вытолкнул его на берег, самого же отца унёс поток, его труп так и не был найден).

Таким образом, я думаю, что некая “протонация советских СТИ” действительно складывалась, ядром её были еврейские полукровки-члены КПСС, а их солдатами выступали космополитически настроенные русские, во главу угла ставящие свои личные интересы, но обладающие чувством собственного достоинства до степени, чтобы не вступать в КПСС.

Русские же национально-мыслящие люди были задавлены страхом репрессий, поэтому не проявляли активности. Среди СТИ дети “русско-украинских” браков, видя печальную участь русских, бежали от русской идентичности в украинскую (зачастую, как мои приятели, даже никогда не бывшие на Украине). Русская сущность в СССР медленно умирала.

Subscribe
promo balanseeker september 19, 2018 00:25 64
Buy for 100 tokens
Фильм-исследование "Всемирный Потоп. Физика явления". В нем дается необычный взгляд на физику Земли. Вроде бы, совершенно разные природные явления, такие как перемежающаяся намагниченность вулканических пород, водородная дегазация, расширение Земли, эффект Джанибекова и другие,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments