Национализм – это не просто любовь к своему народу (хотя, она, конечно, присутствует). Если бы во всем мире националисты оставались только «влюбленными» в тех, с которыми говорят на одном языке и в чьих жилах течет та же кровь, национальное государство никогда бы не стало главным фактором модернизации и прогресса, как это произошло во всей Европе.
Нет, националист активно и постоянно предъявляет требования к собственному народу. Он его воспитывает. Националист по своему типу – воспитатель, чувствующий на себе груз ответственности. И самое большее, что он хочет, это чтобы его разрозненный народ стал нацией.
Быть членом нации, значит, знать и ощущать свои права, понимать, что не общество обязано власти, а власть является тем работником, который обязан выполнять свои функции. И предъявлять претензии к этому работнику, если он творит дела, не относящиеся к его компетенции, или просто дурно выполняет свою работу, «забивает» на неё. И, естественно, если власть не прислушивается, увольнять и подыскивать новую.
Стать членом нации, значит, стать гражданином. И постоянно им быть. Только так можно решить проблемы, связанные с «ханским» содержанием российской власти и покорным молчанием масс, не привыкшим к сулящему и бесценное благо, и тяжелую ответственность, бремени свободы.
Journal information